вторник, 8 марта 2011 г.

95.ИнформСистем: MES-Управление или слепая фиксация перерасхода топлива на электростанциях


ООО "Фирма ИнформСистем" выпустила инновационную MES-Систему «MES-T2 2010» v.6.311.02 для расчёта ТЭП электростанций в реальном времени, которая сразу даст беззатратный экономический эффект в виде экономии 10% топлива, т.е. полная ликвидация его перерасхода, что соответствует 100 млн.руб. на каждую тепловую электростанцию.

Со стороны ОГК и ТГК может сразу последовать активное возражение: у нас, мол, перерасхода топлива нет и быть не может, а напротив, на всех электростанциях постоянно присутствует его экономия. На ГРЭС и ТЭЦ за этим строго следят.

Но давайте не будем спешить и спокойно во всём разберёмся. Как говорят в зале суда: будем оперировать только фактами.



ФАКТ 1. Перерасход топлива рассчитывается как разность между фактическим расходом топлива и нормативным (расчётным) расходом: dB = Bфакт - Bнорм. Нормативные ТЭП, включая и нормативный расход топлива, на всех электростанциях рассчитываются только в конце месяца по накопленным суточным показателям. Эти нормативные показатели традиционно нужны для заполнения месячного макета 15506-1. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: перерасход топлива за каждый день, не говоря уже о получасовом перерасходе, просто не известен.

ФАКТ 2. Нормативные месячные ТЭП рассчитываются по накопленным суточным показателям. Нормативный расход топлива определяется как сумма расходов топлива на выработку электроэнергии и тепла: Bнорм = Э*bэ + Q*bq, где: Э, Q - фактическая выработка (отпуск) электроэнергии и тепла, bэ, bq - удельные расходы топлива на выработку (отпуск) электроэнергии и тепла. Для расчёта удельных расходов топлива используются сотни криволинейных нормативных графиков.

Исходя из аксиомы для криволинейного графика: f(сумма(xi)/n) не равно сумма(f(xi))/n, можно сделать вывод, что процедура (накопление, а затем расчёт) не равна процедуре (расчёты, а затем накопление).

Естественно, правильным будет вычисление, когда осуществляются расчёты показателей на небольших отрезках времени, а затем их накопление. Таким образом, то вычисление, которое существует в настоящее время: посуточное накопление и месячный расчёт - в корне не верен. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: абсолютно правильным будет получение нормативных ТЭП на суточном (месячном) периоде методом интегрирования (накопления) из получасовых (минутных) расчётов.

ФАКТ 3. Из теории интегрального исчисления известно, что чем меньше временные интервалы, тем точнее результат динамического процесса. Это означает, что расчёты данных за сутки и их накопление за месяц не дадут правильного результата. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: расчёты ТЭП и перерасхода топлива должны производиться только на получасовых (минутных) интервалах.

ФАКТ 4. Нормативные графики, используемые в месячных расчётах ТЭП, традиционно получались методом полиномизации из натурных замеров. Но полиномы вносят искажение реального технологического процесса. Отсюда возможно и присутствует мнимая экономия топлива. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: получасовые расчёты ТЭП должны использовать натурные нормативные графики без полиномов.

Факт 5. Оперативный персонал, выполняя график поставки электроэнергии и тепла, может знать текущий расход топлива. А вот текущая величина перерасхода топлива ему не известна. Таким образом, в части перерасхода топлива он управляет электростанцией вслепую, т.е. заведомо неэффективно. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: на БЩУ электростанции должен быть мониторинг текущего перерасхода топлива.

ФАКТ 6. Перерасход топлива допущенный за полчаса будет в дальнейшем только накапливаться. Никакая мнимая экономия (по мнению экспертов) этот перерасход в дальнейшем не компенсирует. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: если присутствует в расчётах (без подгонки) экономия топлива, то это означает, что присутствуют огрехи в алгоритмах расчёта ТЭП, включая и полиномы нормативных графиков.

ФАКТ 7. Оперативный персонал, управляя вслепую электростанцией, не может обеспечить нулевой перерасход топлива. Например, вот перед нами суточный график перерасхода топлива. Если днём получасовые перерасходы близки к нулю, то в ночные часы они зашкаливают. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: в большом перерасходе топлива на электростанции виноват только человеческий фактор.

ФАКТ 8. Для определения размера перерасхода топлива также воспользуется суточными данными с получасовыми расчётами. Так перерасход топлива равен 200тут при фактическом расходе топлива 2474тут. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: перерасход топлива соответствует 8%. Если же для расчёта использовать натурные нормативные графики, то этот перерасход будет ещё больше. А это составляет резерв повышения энергоэффективности электростанции.

ФАКТ 9. Решение вопроса оптимизации ресурсов без реализации выше перечисленных моментов является просто мифом. Все методы оптимизации, включая и ХОП-оптимизацию, основаны на нормативных графиках. Но их правильность, как указывалось выше, под вопросом. Простые прикидочные исследования использования оптимизации дали экономию топлива всего 2-3%. СЛЕДОВАТЕЛЬНО: только совместное использование текущего контроля за перерасходом топлива в реальном времени с оптимизацией ресурсов дадут действительно выигрышный эффект.

ВЫВОД: В современных расчётах ТЭП на всех электростанциях собраны самые негативные стороны выше перечисленных фактов. При этих условиях, говорить о повышении энергоэффективности тепловых электростанций вообще проблематично. Выход заключается только во внедрении беззатратной технологии экономии топлива на MES-Системе.

Известен факт увольнения целой смены из-за допущенного большого перерасхода топлива на тепловой электростанции. Это равносильно, когда оштрафовали слепого из-за перехода им дороги в неположенном месте. Так снабдите же зрением оперативный персонал на БЩУ, тогда не придется по месячному факту перерасхода топлива делать плачевные выводы. Гораздо проще и дешевле, управляя электростанцией ежеминутно и каждые полчаса, контролировать текущий его перерасход.

В конце месяца на каждой электростанции заполняют макет 15506-1 из 121 показателя и направляют его в ОГК и ТГК. Но зачем в генерирующей компании знать КПД каждого котла и другие сотни показателей в разрезе котлов и турбин. А вот действительно важного показателя: перерасход основного топлива - в макете 15506-1 нет. Так ошибка это или умысел из-за незнания, как его точно считать? Действительно, когда составлялась методика по макету 15506-1, MES-Системы не было. Но сейчас-то есть!

А на всех электростанциях продолжают, как и 10 лет назад, не управлять, а слепо фиксировать неконтролируемый перерасход топлива.

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ инновационной MES-Системы «MES-T2 2010» с расчётами фактических и нормативных ТЭП, с минутными и получасовыми расчётами перерасхода топлива и с оперативной аналитикой размещена на сайте: http://www.Inform-System.ru.