вторник, 8 марта 2011 г.

75.ИнформСистем: Почему на Электростанциях - Большой Перерасход Топлива?


ООО "Фирма ИнформСистем" дала логическое заключение о факте большого перерасхода топлива на всех тепловых электростанциях ОГК и ТГК, в результате которого причиной этого оказался банальный человеческий фактор, причём, перерасход топлива составляет не менее 10%.

Нам могут возразить, что вот месячные отчёты электростанций показывают, что никакого перерасхода нет. Да, правильно, по отчётам нет, а на практике есть. И никто не сможет доказать обратное, т.к. традиционно на электростанциях отсутствует точный расчёт перерасхода топлива, потому что он раньше просто был не нужен. А что отчёты... Возьмите, например, различное количество сетевой воды для фактических и нормативных ТЭП, вот и нет перерасхода топлива. Вы скажите: нонсенс... Но такое есть.



После реорганизации в рыночные условия ОГК и ТГК факт большого перерасхода топлива на всех электростанциях просто упустили. Здесь не поможет и внедрение огромных Математических Моделей с навороченной оптимизацией ХОПЗ, когда нет даже элементарной обратной связи по оперативному учёту перерасхода топлива.

Вот перед нами Технические Требования на "Разработку и внедрение программно-аппаратного комплекса технико-экономического моделирования электростанций", приведённые в Конкурсе Крупной Компании, в которую входят несколько ТГК.

И здесь возникает множество вопросов. Вот только несколько из них:

Во-первых, зачем тратить большие деньги на разработку, когда подобные комплексы уже существуют и их можно пощупать. А, например, MES-Система «MES-T2 2010» просто значительно по своим возможностям и по инновационной философии перекрывает все эти Требования даже в части оптимизации, т.к. помимо ХОПЗ есть и Динамический Оптимизатор, и Симплекс-Метод, а также развитая Оперативная Аналитика.

Во-вторых, ведь нагромождение в Требованиях академических фраз должно быть направлено на увеличение Энергоэффективности электростанций, а основным параметром является именно перерасход топлива, о котором просто забыли упомянуть. И не просто перерасход топлива, а правильность его расчёта, который должен определяться на получасовых интервалах, а суточные и месячные значения перерасхода топлива должны получаться только интегральным исчислением из-за нелинейности нормативных графиков. Причём, на блочном щите электростанции для оперативного управления должна быть информация о текущем Логистическом Критерии Топливоиспользования.

В-третьих, Математическая Модель должна быть по простоте управления такая, чтобы на ней могли работать и Тётя Мотя, и Девочка. Здесь сертификация бесполезна. Иначе, потребуется другой персонал с повышенной зарплатой.

У нас ОГК и ТГК, ещё раздумывая, интересуются, сколько будет стоить внедрение вашей программы?

Очень странно, ежегодно на каждую электростанцию теряя по 100 млн.руб. в виде бесполезно сожженного топлива, сомневаются о необходимости внедрения MES-Системы. А вопрос, по-деловому, должен стоять так: есть достойные деньги на внедрение Программы, скажем, 5 млн.руб. на каждую электростанцию, и есть инновационная MES-Система «MES-T2 2010», так давайте совместными усилиями в течение одного года на всех электростанциях добьёмся минимизации перерасхода топлива! И через месяц уже будет первый результат.

А все Макеты и Прогнозы - это уже вторично. Да и никогда не будет оптимальных прогнозов без ясного понимания точной текущей технологии в части перерасхода топлива. Но ведь есть ещё и другие затраты на собственные нужды и потери, за которыми следует также следить в реальном времени, а не прибавлять константами в конце месяца.

Основной вопрос, который нам задают, где работает ваша программа?

Данная MES-Система была выпущена в январе 2010 года по результатам 10-и летней разработки и пока нигде не внедрена. Если у нас и были внедрения, то это была другая программа, и у нас был иной опыт. Но после первого внедрения MES-Системы стоимость её понятно, что значительно подскочит.

Зато у нас есть полная работающая демонстрационная версия MES-Системы «MES-T2 2010». И больше ни одна организация, какая бы не была крутая, этого не имеет. A это огромные достоинства Системы. Так, что лучше? Или услышать субъективные суждения о внедрённой программе? Или воспользоваться своим умом и пощупать вживую MES-Систему, хотя и с настройками другой электростанции?

А сейчас снова к вопросу о перерасходе топлива.

В атомной энергетике есть жёсткий закон (а я на АЭС проработал 10 лет): не создавать автоматических систем управления, т.е. без участия человека, т.к. это расхолаживает оперативный персонал, и в аварийной ситуации он становится бесполезен. То же самое происходит и в отсутствии оперативной информации о перерасходе топлива на тепловых электростанциях, оперативный персонал полностью расхоложен, т.к. не несёт ответственности за качество управления, и не его в этом вина.

Ну и перейдём к доказательствам фактического большого перерасхода топлива на всех тепловых электростанциях.

Передо мной ПОЛУЧАСОВЫЕ графики за сутки: перерасход топлива, удельный расход топлива на отпуск электроэнергии, удельный расход топлива на отпуск тепла, КПД котлов, расход условного топлива, расход питательной воды, выработка острого пара, выработка электроэнергии и другие.

Перерасход топлива на большом участке близок к нулю. В 23 часа ночи перерасход начинает увеличиваться и в 2 часа достигает максимума при снижении расхода топлива на некоторых котлах. Максимум держится до 6 часов утра и затем падает в течение 5 часов до нуля. Таким образом, в ночные часы перерасход топлива достигает 50%.

Что это, если не элементарный человеческий фактор? Почему же в дневные часы перерасход топлива фактически отсутствует, а в ночные он зашкаливает? Тоже самое может произойти и при иных внешних и внутренних возмущениях. Ответ очень прост: Персонал слеп. Так необходимо открыть ему глаза с помощью MES-Системы. И тогда он оперативно будет видеть результаты своего управления. Как можно оптимально вести машину, не видя дороги? Зрение и есть обратная связь. А на электростанциях обратная связь должна быть в виде перерасхода топлива.

Вот после этого можно подключать и оптимизационные средства, которых предостаточно в MES-Системе «MES-T2 2010».

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ инновационной MES-Системы «MES-T2 2010» с расчётами фактических и нормативных ТЭП, с получасовыми расчётами перерасхода топлива и с оперативной аналитикой размещена на сайте: www.Inform-System.ru.